← Timeline
Avatar placeholder
InnaD

Все что мне есть сказать по теме "חילונים-דתיים" намного лучше сказал Danny Orbach. Настолько, что я прогнала текст через переводчик и слегка поправила там, где смысл совсем уж искажался. так что не судите строго.

Печальная картина Йом-Кипур 2023 года: почему светским надоело.
Начну с личного признания. Мне очень не нравится, что произошло вчера на площади Дизенгоф в Тель-Авиве. Во-первых, мне отвратительны люди, которые насильно препятствуют молитве, также как и высказывание человека, которого я очень уважаю, что он 'планирует устроить шашлыки' рядом с одним из миньянов, ибо "не злите, да не злимы будете". Во-вторых, мне не нравятся люди, которые решают, что законы не для них и превращают мероприятие в хаос. Я был против этого в Соединенных Штатах, и я также против этого здесь. Я слышал от религиозных друзей, что их регулярно притесняют на улице, и это меня возмущает. Кроме того, это серьезная тактическая ошибка протестного лагеря, поскольку такие притеснения могут вызвать против него гнев традиционной и религиозно-либеральной общественности, которая нам нужна, чтобы хотя бы частично. И, наконец, меня огорчает то, что общественная неприкосновенность Йом Кипура, одно из молчаливых соглашений, сохранявшихся десятилетиями в израильском обществе, также была нарушена. По неофициальным свидетельствам, которые я слышал, на дорогах никогда не было больше светских машин, чем в этот раз (даже если не принимать во внимание палестинских шабабников в Иерусалиме и Хайфе, которые пользуются этим днем, чтобы лихачить на дорогах). И я подозреваю, что в следующем году ситуация будет гораздо хуже. Раскол в израильском обществе углубляется.
Я знаю, что из-за этой статьи я получу упреки людей из моего политического лагеря, которые будут обвинять меня в предательстве, уговорах, компромиссах с "мессианцами" и подобных вещах. Это меня не особенно волнует.
В этой статье я хотел бы объяснить именно моим верующим и традиционно настроенным читателям, почему, на мой взгляд, произошол этот раскол, и какие причины привели к тому, что обострилось противостояние между светским обществом и теми, кто настаивает на религиозной идеологии, и почему так активно усиливается тенденция к уничтожению оставшегося сотрудничества и сосуществования. Другие могут посчитать следующие строки чрезмерно резкой критикой ультраортодоксальной или религиозно-националистической общественности. Для меня это взвешенный анализ ситуации, не более того: не то, что я хочу, а то, что, по моему мнению, происходит.
Говоря простыми словами: светская общественность чувствует себя под атакой. Речь идет о нескольких отдельных тенденциях, каждая из которых не пробудила эту публику ото сна, но их сочетание вместе равносильно поражению электрическим током. Наглость хареди, их строгая приверженность религиозному принуждению, неумолимая их готовность забирать все больше и больше общественных средств, и их желание закрепить в законе свое уклонение от армии, превратили ситуацию, которую большинство светских людей приняло де факто (правда, возможно, через скрежет зубов) в невыносимое оскорбление. Идентификация крупных и влиятельных сегментов религиозно-националистической общественности, и в частности ультраортодоксальной, с каханизмом Бен-Гвира, с одной стороны, и правовой реформой Ротмана-Левина с другой стороны, отсутствие партии, не связанной с каханистами, представляющей это население, и близкое сотрудничество этой партии с харедими, сделали оба этих лагеря стратегической угрозой их образу жизни для многих секулярных людей. Судебная система, последний бастион защиты секулярного населения и его прав, находится под угрозой. Возможно, они примирились с беспорядками подростков на оккупированных территориях, но не с тем, что их представители управляют страной. Иерусалимские светские, к которым я отношусь, чувствуют, что их пытаются вытеснить из города, в то время как каждый квартал, который загораживается шабатними барьерами, быстро очищается от своих предыдущих жителей.
Я видел фотографии женщин в белых праздничных платьях, которые пришли на мероприятие, которое для них было священным и праздничным, и ушли оттуда с ощущением, что их выгнали, непрошеных. Эти зрелища вызвали у меня слезы на глазах. Но стоит иметь в виду,что именно это ощущение того, что вам не рады в чужом и враждебном пространстве, было чувством светских людей в Иерусалиме в течение двух десятилетий, если не больше, не говоря уже об арабах во многих местах в Израиле.
Более того — и здесь я подхожу к самому важному вопросу — секуляристы в Израиле разочарованы, и это справедливо, тем, что любая территория, считающаяся «религиозной», защищена от любого светского вмешательства, в то время как секулярные районы считаются нейтральной территорией, на которой можно спорить и внедрять "еврейскую идентичность". Никто не оспаривает отчетливую религиозную и политическую идентичность ультраортодоксальной и религиозно-националистической системы образования, и никто существенно не вмешивается в ее содержание. Даже попытка заставить ультраортодоксальные учебные заведения преподавать минимум основных предметов дает весьма скромные результаты. С другой стороны, религиозные политики и их союзники из «Ликуда» позволяют себе постоянно вмешиваться в государственную систему образования. Религиозные школы отправляют своих учеников на праворадикальные митинги и внедряют иудаизм в государственные школы через различные организации, но систему государственного образования вдруг обвиняют в "политизации". В этом причина светской реакции, иногда преувеличенной, на любой контент, воспринимаемый как «религия». Ультраортодоксальный или религиозный район никогда не станет светским. В случае с еврейским кварталом в Иерусалиме, например, светские люди не могут там даже жить – официально и легально. С другой стороны, ультраортодоксы переезжают жить в светские кварталы, четко осознавая, что, как только они наберут критическую массу, район будет отгорожен субботними барьерами. В центре страны есть пляжи с отдельными часами для верующих, но в Кирьят-Арбе члены религиозного совета запретили смешанные семейные часы в муниципальном бассейне. Бней-Брак закрыт для автомобилей в субботу и праздники, и это никто не оспаривает. С другой стороны, как с большой помпой заявила Мири Регев, трамвай, из-за которого терпели множество неудобств светские в Тель-Авиве, не будет обслуживать их в Шаббат – разумеется, при активной поддержке как ультраортодоксальных, так и национальных религиозных политиков. Никто не осмелился бы открыть продуктовый магазин в субботу в Бней-Браке, даже на улицах, граничащих со светскими городами, но Дери принял специальный закон, запрещающий продуктовые магазины закрывать и в Тель-Авиве.
Задавался ли вопросом кто-либо из моих религиозных читателей, что чувствуют их светские соседи, когда политики из религиозной сионистской партии говорят בחוקותי תלכו или מלכות דוד ושלמה, когда они во весь голос требуют «уважения к чувствам», которое всегда одностороннее? Задумывался ли кто-нибудь из них о том, что чувствуют нерелегиозные, когда очередной журналист или религиозный пользователь твиттера говорит им, что они — тонущая элита, которая будет демографически уничтожена, и что «пришло время смены караула»? Что они должны чувствовать, когда Шломо Караи обещает им, что позаботится о средствах массовой информации и научных кругах после того, как закончит заботиться о судебной системе? В какой-то степени это структурная проблема. Ведь религиозный человек не может есть некашерное. Секулярист, даже полный атеист, может есть кошерную пищу. Религиозные люди не могут работать в Шаббат. Светский человек может соблюдать Шаббат. Эта ситуация, которая всегда была ясна и известна («Почему так трудно соблюдать Шаббат?» — спросил Хазон Иш у Бен-Гуриона), заставила религиозных политиков перетянуть канат слишком сильно. Светская общественность, по сути, взывает к равенству. Он также заслуживает внимания. У него тоже есть чувства.И невозможно защищать территорию другого во имя «уважения чувств», пока его территория будет объектом постоянной борьбы. И да, можно сказать, что улицы Тель-Авива принадлежат не «светским людям», а всей публике, но то же самое можно утверждать и об улицах Бней-Брака и квартале Геула, но мы все знаем, что у них есть ясный и определенный характер, который не следует оспаривать. Религиозные активисты претендуют на право молиться с перегородкой на площади Дизенгоф, но никто не допустит смешанную реформистскую или консервативную молитву на улице Рабби Акивы в Бней-Браке, перед Понивежской ешивой или у Стены Плача, и тем более не допустит парад гордости или уличную вечеринку. Тех, кто пытается, как у Стены Плача, бьют.
Здесь также вступают в игру גרעינים תורניים. Я знаю, что многие из их людей уверены, что несут добро и свет, но они должны понимать, что светские люди, как и люди в целом, не любят, когда пытаются их учить, и особенно когда пытаются учить их детей. Да, я знаю, что есть секуляристы, которые пытаются «обучить» верующих избегать некоторых их обычаев, например, гендерной сегрегации. Поведение גרעינים תורניים превращает тех, кто когда-то был ограничен небольшими группами в академических кругах и таких организациях, как «Светский форум», в мейнстримную позицию. Сегодня противодействие гендерной сегрегации любой ценой стало частью светской и либеральной идентичности. Исраэль Заира, генеральный директор Рош Иегуди, прямо заявил, что приехал в Тель-Авив не как частная личность, а как представитель организации, цель которой — укрепить «еврейскую позицию» города, то есть сделать этот район более религиозным («Мы не стыдимся своей религии"). Вышеупомянутый Заира, как известно, является риелтором, специальностью которого является создание религиозных пространств, очищенных от светских. Один из его покровителей, раввин Шмуэль Элиягу, буквальноо призывал "отомстить секуляристам и вернуть их детей к тшуве». Неудивительно, что это вызвало сопротивление в отношении молитв с разделением, которого не было (по крайней мере, не в значительной степени) в последние четыре года. Большинство светских людей, по крайней мере в прошлом, не возражали против религиозных соседей, которые просто хотят жить своей жизнью. Я могу лично сказать, что на службе Йом-Кипур, проводимой Хабадом именно в Хадере, раввин сказал всем присутствующим, что нет разделения и каждый может сидеть, где хочет. Результатом было то, что множество светских участвовало в молитве , и в действительности в этот день было добровольное разделение. Но тот, кто пришел как активист, чтобы заявить или "показать тель-авивцам, что такое иудаизм", и к тому же пригласил туда именно раввина Левенштейна ("להטב"ים הם מגיפה שצריך למגר"), чего он ожидал?
Секуляристы, со своей стороны, чувствуют, что практика захвата, применявшаяся в Хевроне и на холмах, переносится на их последние оставшиеся оплоты, и их терпение кончается. Опять же, я хочу подчеркнуть, что идентификация религиозной общественности в ее различных формах с правовой реформой дает понять этим секуляристам, что одновременно с тем, что они воспринимают как нападение на их образ жизни, существует попытка нейтрализовать их последний оставшийся щит. Отсюда также берут начало такие бредовые идеи, как движение за отделение Израиля от Иудеи.

К сожалению, если кто-то не опомнится, ситуация ухудшится. Лично я должен сказать, что такого грустного Йом Кипура у меня еще никогда не было
Ортгинал

To react or comment  View in Web Client
Comments (8)
Avatar placeholder

Спорно, очень спорно. И много всего намешано в одну кучу.

Насчёт судебной реформы - очень показательно. "Судебная система, последний бастион защиты секулярного населения и его прав." Я всегда думал, что судебная система должна защищать закон (ну, как судьи ВС всё время говорят), а оказывается - это такой специальный секулярный орган власти. Если это так, то аргументов против судебной реформы уже не остаётся.

А дальше рисуется картина религиозного наступления, чёрной волны, которая накатывается на светский Израиль. Хотя по итогам десятилетий "наступления" Израиль всё ещё далёк по уровню бытовой религиозности от того, что было на момент создания государства. Религиозность не наступала, а отступала всё это время. Действия государства и, особенно, БАГАЦа привели к появлению у религиозных ощущения осаждённой крепости, которую надо защищать любой ценой. Кто провозгласил армию инструментом по перевоспитанию религиозных? Кто закрыл религиозным доступ к высшим офицерским постам? И кто потом жалуется, что харедим хотят защитить себя от призыва? Кто постоянно подрывает любые попытки интеграции харедим в армии - то, приказом о бритье бород, то насильственным участием в "культурных мероприятиях"? Кто наказывает офицеров за молитву с солдатами перед боем?

Никто не трогает религиозное образование? Не Йоси ли Сарид начал процесс устранения из государственных школ даже тех крох иудаизма, которые там оставались? Не БАГАЦ ли запрещает раздельное обучение в вузах, закрывая харедим путь в науку и квалифицированную работу? "Караи обещает позаботиться о средствах массовой информации и научных кругах." Страшно подумать, Караи планирует открыть СМИ для конкуренции, чтобы не по всем каналам и не во всех газетах звучало одно и то же мнение. И в научных кругах тоже. Или это религиозные выясняют политическую позицию одногруппников и пишут на них доносы в деканат, чтобы им не дали диплом?

Рисуются какие-то страшные религиозные радикалы. Несуществующие גרעינים תורניים (это они были виноваты в погромах в Лоде - напоминаю, кто забыл), "каханисты", "машихисты" - это все, кто говорит, что Земля Израиля принадлежит евреям. "Праворадикальные демонстрации", на которые религиозные школьники ходят. А фестивали Рабина, демонстрации в защиту климата и митинги на Аялоне, куда детсадовцев строем водят - это не "леворадикальные", а так, в порядке вещей, никакой "политизации". Разве религиозные слепили этот демонический образ для своих политических противников? "Практика захвата, применявшаяся в Хевроне и на холмах" - это о вас, правые. Даже если вы светские, вы не становитесь для этих людей кошерными.

И конечно, религиозные не должны размножаться. Не важно, что Бней-Брак на десятом месте в мире по плотности населения. Не важно, что раздельные пляжи переполнены до предела. Не важно, что в религиозных школах не хватает классов. Всё, что было светским, должно оставаться светским! Ни один светский район не должен превращаться в религиозный. Ни один совместный пляж не должен становиться раздельным. Ни один клуб не должен превращаться в ешиву. Религиозная публика не должна получить для купания даже час после закрытия национального парка. Плевать на демографию.

Это, что касается самого поста. О моём видении ситуации напишу в следующем комменте.

👍3
Avatar placeholder

Я писал о разнице между либерализмом, в его классическом смысле, и религией секуляризма. Что я имел в виду?

Возьмём, для примера, раздельное купание женщин и мужчин. Что говорит иудаизм (ортодоксальный, разумеется)? Что мужчины и женщины не должны находиться раздетыми на одном пляже. Что говорит либерализм? Что владелец пляжа может устанавливать правила пользования им, включая разделение между мужчинами и женщинами. Что говорит секуляризм? Что нельзя проводить разделение между мужчинами и женщинами.

В чём тут разница? Либерализм устанавливает правила жизни в обществе, но он не говорит о том что правильно делать с моральной точки зрения. А вот религия - это учение, определяющее, что является правильным, а что - неправильным, что является добром, а что - злом.

Если я говорю, что надо разделять, а Шикма Бресслер говорит, что запрещено разделять, наши позиции примирить невозможно. Не может быть компромисса между четкими, но противоположными моральными позициями. Но либерализм даёт инструмент, позволяющий людям с противоположными моральными позициями жить в одном обществе. Я не согласен с твоей позицией, ты не согласен с моей, но мы отказываемся от насилия по отношению друг к другу по этому поводу. Мы разрешаем каждому владеть частным пространством, в котором будут действовать его правила, и это пространство защищено от вторжения другого без разрешения владельца.

Но. Это не означает, что я соглашаюсь с тобой. Я просто примиряюсь с твоим существованием. Но я по-прежнему считаю тебя неправым. И буду пытаться тебя переубедить. Я не буду воевать, но буду говорить. Буду агитировать. Буду приглашать в гости с намерением переманить на свою сторону. Ведь я прав, а ты - нет. И то же самое можешь делать ты.

Поэтому требование убрать перегородку во время моей молитвы - это религиозное насилие. А моё предложение надеть тфиллин - нет.

Конфликт возникает, когда появляется общественное пространство. Какие правила должны быть в нём? Либерализм не даёт ответа на этот вопрос. С точки зрения либерализма общественного пространства быть не должно. Но коль скоро оно существует, то тут есть только два варианта. Первый: кто-то из нас арендует на время часть общественного пространства и на это время устанавливает там свои правила. Второй: правила устанавливаются голосованием и побеждает тот, у кого больше голосов. Но если больше голосов у Хульдаи и он постановил запретить молитвы с перегородками в общественном пространстве, это не значит, что таковы нормы либерализма. Нет, это нормы секулярной религии. И они действуют здесь и сейчас потому, что эта религия в этот момент в этом месте победила. Но в другом месте или в другое время точно так же может победить моя религия. И если в том месте и в то время я запрещу молитву женщин в талитах, я буду ровно в том же праве, что и Хульдаи сейчас. И БАГАЦ должен признать это право за мной. Иначе это не суд, а инструмент религиозного насилия.

Проблема Израиля в том, что он, с одной стороны, очень разнообразен и в нём много прямо противоречащих друг другу религий. А с другой стороны, частное пространство в нём очень маленькое, а общественное - очень большое. И пока это так, конфликты будут продолжаться и решить их невозможно. Чтобы уменьшить число конфликтов, нужно расширять сферу частного. Это означает и частные школы, и частные вузы, и частную медицину, и вольнонаёмную армию, и, да - право выбора клиента по любым критериям, право выбора работника по любым критериям, свободу контракта, право выбирать, кому продавать недвижимость и т.д. А в конце мы выясним, что налоги - это тоже насилие. Не нравится жить в таком государстве? Тогда остаётся ждать, когда твоя религия победит. А когда побеждает другая - не жаловаться. Ведь ты сам выбрал такое государственное устройство.

👍2
Avatar placeholder

Спорно??? Дикая чушь намешанная, как салат. Могу выразить одним словом - ПОКЛЁП.

Avatar placeholder
  1. Ожидаемо зацепился (лись? не помню, мы переходили на ты?) за судебную систему. Да, во всей статье это самый слабый довод и я сама не могу под ним подписаться полностью. Но зерно истины есть и в нем. Поскольку я сама на работе слышала многих, кто вышел на Каплан после попытки провести закон о равенстве службы и сидения в ешиве (я осознанно не говорю учебы - у меня достаточно связей с харедимным миром, чтобы знать, что учится там процентов 15% максимум) не раньше. То есть средний светский израильтянин таки воспринимает суд как последнюю инстанцию, которая может защитить его от инициатив Гафни и Зарки. Да, судебная система должна защищать закон, но тогда почему же мы критикуем ее за то, что в свое время не остановила Итнаткут? Не потому ли, что тут есть ньюансы?
  2. очень легко отмести все, подобрав достаточно гротескный термин - "черной волны", но что конкретно неверно в привеленных фактах? Мне перечислить одобренные Гафни бюджеты только за последний год? Попытки законодательств вроде закона о Котеле или о сидении в ешиве? Закон Дери? Закон о представительстве харедим в правительственных местах? Закон о равах городов? Я 10 лет работала в Геуле - хотите мне рассказать, что нерелигиозная женщина чувствует себя там свободно? Даже если она в закрытой одежде? Мы никогда не слышали о солдатах, которые отхватывали там только за то, что они в форме? Йоси Сарид может и пытался что то сделать, и что, у него что то получилось? Танах и багрут по нему как был так и остался, и харедимные школы, закрытые от всякого влияния как были так и есть. С какой стати вообще приплетать сюда Сарида с реформами в светском образовании? Речь о том, что релегиозное общество никто никогда не трогал с такими реформами, и автор прямо говорит что и не требует такого, но светские хотели бы ответной любезности от релегиозных.
  3. Армия - вообще смешно. Да конечно, о приравнивании сидения в ешиве он исключительно от отсутствия релегиозных в высших чинах. אני רק שאלה как говорится, а русских там много? Эфиопов? Почему для них это не работает? И , наконец, чем плоха альтернативная служба в таком случае? Не тем ли что нарушает ту самую сугубую автономность и границы, которые нарушать можно только одной части общества и только в одну сторону?
  4. Про плюрализм сми расскажите мне когда он будет на 14 канале.
  5. Раздельных мест учебы появляется все больше и больше
  6. кто то куда то волит релегиозных детсадовцев? Митинги устраивают перед Поневежем дабы воспитать в ешиботниках любовь в Рабину? Как Заира решил воспитать тельавивцев?
  7. Кто то пытается пустить транспорт в Бней Браке в шабат? Но кто-то определённо пытается не пустить его в Тель-Авиве. Так в чем автор не прав?
  8. Я 30 лет с перерывами жила в Рамоте в Иерусалиме. О том, как захватываются районы, о том какими методами жители из них выживаются я знаю все и немного больше. Раздельные пляжи, да да, рассказать вам какая война с демонстрациями харедим шла вокруг кантри, изначально предназначенного для нерелегиозных жителей Рамота? Кто ожидаемо проиграл в этой войне? Про нерелегиозную школу которая так и не была построена потому, что ее место приглянулось хедеру? Место, вблизи оставшейся нерелегиозной части? Про плотность в классах мне расскажете? Мой сын в двух разных местах учился несколько лет и за того что у школы просто не было здания, способного вместить всех. А как жители еле еле отвоевали светский садик в который ходил мой сын? Единственный в районе и с постоянной очередью на запись? Сми об этом не говорят, но востсаповские районные группы хранят многое. Попробуйте найти в Рамоте квартиру, сразу говоря что вы нерелегиозный. Я могла бы разбогатеть если бы не была так ленива. И после этого вы будете рассказывать уехавшим из Рамота и собирающимся уезжать из Иерусалима, теперь уже и из Гиват Зеева что все в порядке? Что им не с чего чувствовать угрозу? Да, уехавшие из Рамота не позволят ни одному клубу рядом превратится в ешиву. Они знают что это заканчиватся еще одним перездом. И попробуйте доказать хоть на одном районе что это не так
  9. И так такой вот житель Рамота после всего приходит в больницу, где решает какой то рав за всех, уезжает за границу жениться потому что Дери так решил за всех и разводится в рабануте потому что Дери так решил за всех. Не за свои 13-20 процентов а за всех. А после этого Заира является в Тель Авив, откровенно заявляя что пришел воспитывать и вот с такими плакатиками и у условного бывшего рамотовца срывает крышечку.

P.S ответ на вторую часть постараюсь написать завтра.
P.P.S что то у меня moera chrome extension ведет на github вместо того чтобы открывать страницу moera

Avatar placeholder
Avatar placeholder
Avatar placeholder

P.P.S что то у меня moera chrome extension ведет на github вместо того чтобы открывать страницу moera

Его можно удалить, оно уже не поддерживается.

Avatar placeholder

Сорри, я бли недер отвечу, но не сейчас. Меня эмоциональное напряжение последних двух дней вымотало окончательно, надо успокоиться.

👍1
To react or comment  View in Web Client